TY - JOUR TI - Хорошо ли читают российские школьники? T2 - Вопросы образования IS - Вопросы образования KW - тестирование KW - школьный тест KW - чтение школьников KW - читательская грамотность AB - Тесты PIRLS и PISA измеряют чрезвычайно желательный, но труднодостижимый результат современного образования — инструментальный, действенный характер знаний и умений школьников, в частности, читательскую грамотность, т.е. умение использовать письменные тексты как основной ресурс самообразования. Международный мониторинг результатов образования обращен к двум критическим точкам становления учебной самостоятельности: PIRLS исследует переход от обучения чтению к чтению для обучения; PISA — от мира образования к миру труда. В статье рассмотрены противоречивые данные, полученные с помощью этих двух тестов на представительных выборках российских четвероклассников (лучший результат в мире) и 15-летних школьников (низкий результат). Зафиксировав отсутствие поступательного развития школьников по этому параметру между началом и концом основной школы, авторы обсуждают возможные причины столь неоднозначных результатов реформ российского образования и желательное направление его дальнейшей модернизации. AU - Г. С. Ковалева AU - М. И. Кузнецова AU - Г. А. Цукерман UR - https://archive_vo.hse.ru/2007--4/26551826.html PY - 2007 SP - 240-267 VL -